Стаття в газету

Послушный ребенок.

- Помогите разобраться, что происходит с нашей дочкой-первоклассницей. В детском саду девочка была, что называется, «золотой ребенок», а пошла в школу, начались жалобы на ее плохое поведение. Мы уже и ругали ее, и наказывали – ничего не помогает, только хуже становится. Стыдно перед учительницей за то,  что она такая непослушная.  И дома та же история.  Иногда она как будто напрашивается. Нет, чтобы сразу по-хорошему сделать, что просишь – пока не доведет, по попе не получит, ничего от нее не добьешься.

- Но ведь так бывает не всегда. Вспомните, в каких ситуациях она «напрашивается».

- Придешь с работы усталая,  младшего из садика заберешь,

дома не знаешь, за что хвататься… А она уроки сама делать не хочет, спать не отправишь…Понятно, что она соскучилась, хочет внимания, но и я не железная!

- Вы хорошо чувствуете своего ребенка. Правильно, плохое поведения детей связано с тем, что ребенок или постоянно, или в определенных ситуациях чувствует дефицит внимания, понимания, поддержки.

Давайте разберем, для чего ребенку быть послушным.

Новорожденный совершенно беспомощен,  его жизнь на сто процентов зависит от взрослых. Все детеныши млекопитающих обречены на смерть, если их бросит мама. Этот инстинктивный, древний страх смерти оживает каждый раз, когда ребенок чувствует себя отверженным. Поэтому дети идут на все, чтобы родители обратили на них внимание.

Если ребенок получал внимание, поддержку, тогда, когда вел себя хорошо, он старается быть послушным. В его мозге выстраивается нейронная связь: за хорошим поведением следует награда – любовь и внимание. Такое везение чаще достается первенцам. Молодым родителям все в диковинку, они восхищаются каждым движением ребенка,                                                                                                                                                                                                                                                              и он чувствует:  «Я любимый, я хороший, я могу, значит, я в безопасности». Когда   ребенок надежно защищен родительской любовью, он способен доверчиво следовать за взрослыми (членами семьи, воспитателями, учителями) в изучении мира, в овладении навыками, правилами поведения. Быть послушным – значит, быть в безопасности. Дети могут выполнять указания взрослых, даже когда не понимают, для чего это нужно, просто потому, что доверяют им.

Если же родителям (в силу разных причин, не всегда по их вине) не до ребенка, он чувствует себя брошенным, нелюбимым.

«Лучше пусть отругают, накажут, чем не заметят», -   так ощущает  ребенок  ситуацию. Если обращать внимание на ребенка чаще всего тогда, когда он ведет  себя плохо, то негативное поведение закрепляется. В мозгу возникает устойчивая нейронная связь: плохое поведение – внимание родителей. Когда ребенок покидает привычную среду (например, идет в первый класс), то тревога и увеличенная потребность во внимании может заставить его прибегнуть к испытанному методу: буду плохо вести себя – не останусь незамеченным.

Кроме того, ребенок сам не знает, почему он так себя ведет.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Дети начинают понимать свои чувства, если мама их понимает, принимает и возвращает в переработанном виде.

- Как это?

- Попробую пояснить на примере.  Недавно на одной из одесских улиц я наблюдала следующую сцену. Нагруженная сумками женщина волокла за руку упирающегося и рыдающего двухлетнего ребенка.  Выбившаяся из сил женщина  ожесточенно кричала на дочь: «Аделаида, прекрати сейчас же! Замолчи, я сказала, а то получишь!» Что бы вы сделали, чтобы успокоить ребенка?

-  Наверное, остановилась бы, присела, внимательно посмотрела на дочку, чтобы понять, почему она плачет…

- Правильно, присела бы, чтобы ваши глаза были на уровне ее глаз! А поняв, что переживает ребенок, объяснила бы ей ее чувства: «Доченька, тебе жарко, ты устала. Потерпи немножко. Скоро мы придем домой, мама тебя разденет, покупает, мы покушаем и поиграем. Надо немножко потерпеть. Ты ведь уже большая, мамина помощница…»

Удивительно, но даже самые маленькие дети в таких случаях замолкают и внимательно слушают, всем видом показывая, как они довольны, что мама поняла их чувства и потребности.

Ваша первоклассница, наверное, нуждается в таком же разговоре: «Доченька, ты, может быть, волнуешься, что у тебя что-то не получится?  Но ведь ты умная и смелая девочка. А  мы всегда поддержим тебя. Расскажи, что сегодня было интересного в школе. Как там твоя подружка?»

Не забывайте, что для ребенка очень важно обрести новых друзей, помогите ему в этом.

Не бойтесь хвалить ребенка за самые маленькие достижения – это укрепит его веру в себя. У младшего школьника должна быть несколько завышенная самооценка, чтобы он имел мужество справляться со всеми трудностями.

  Я обратила внимание на то, что в начале нашего разговора вы сказали, что вам стыдно перед учительницей. Откуда взялось это чувство? На что оно похоже?

- Наверное, я чувствую себя как на экзамене – вроде как я не справляюсь с заданием, не идеальная мать, что ли… И начинаю злиться и на ребенка, и на учительницу, и на себя.

- Такие чувства возникают у многих родителей, если они считают, что есть некий идеал, которому они и их ребенок должны соответствовать. Но созревание и развитие личности – очень сложный процесс, стандартов не существует. Разделите в своем  сознании образ ребенка и его поведение. Вас может возмущать его поведение, и вы ему об этом скажете. Но сам он – всегда любимый.   Наслаждайтесь общением с ним. Пусть все, что вы делаете вместе, приносит вам обоим радость. Эти счастливые мгновения детства запомнятся ему навсегда и будут его главным сокровищем на всю оставшуюся жизнь.

                                 Галина Аркадьевна Галка, действительный член общественной организации «Институт развития символдрамы и глубинной психологии» 

                Жду Ваших вопросов и предложений                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категорія: Сторінка психолога | Додав: kabak (20.02.2018)
Переглядів: 305 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: