Статья вгазету

Почему родители отвечают за детей, а не наоборот?

У меня создалось такое впечатление, что не всегда родители осознают, почему именно они несут ответственность за своих детей.

 Всмотритесь в эту странную картину. Она называется «Портрет матери художника». Автор – Рене Магритт.

На ней изображена фигура взрослого широкоплечего человека  с младенческим, даже скорее кукольным  лицом. У него на руках – маленькая странная фигурка: тельце младенца, а лицо – взрослой женщины. Они не смотрят друг на друга. Глаза сына-«младенца» не замечают окружающего мира. Ему не до того. Он сосредоточен на своих ощущениях. Каково это -  держать на руках маму как маленькую девочку? А мать погружена в свои воспоминания. Она не замечает, кто держит ее на руках. Ей неважно, что чувствует ее ребенок. Она нашла защиту и поддержку.

А что чувствуете вы, глядя на них?

Не правда ли, эта картина кажется пародией на портреты мадонн?

Мадонна, хоть и очень молодая, нежная и чувствительная,  - зрелая и  сильная личность. Она знает о предназначении сына и готова нести эту ношу.

 К сожалению, сегодня многие взрослые люди в душе остаются незрелыми и слабыми. Мужчины часто «не тянут» роль отца, убегают от ответственности за воспитание детей, в лучшем случае – в работу, в худшем – в алкоголь. Женщина, не справляясь с ролью матери-мадонны,  и не найдя в муже поддержки, делает ребенка своей опорой. Посмотрите еще раз на картину: не правда ли, ситуация противоестественная? Ребенок на ней уже смирился со своей ролью. Он держит маму, а сам не развивается: на лице – кукольная маска.

Обычно живой  ребенок протестует, бунтует: он то болеет, то не хочет ( вернее не может) учиться, или нарушает дисциплину, дерется и т.п.

Когда ребенок ведет себя не так, как хотелось бы, члены семьи часто говорят: что поделаешь, гены: в деда или бабку пошел (в отца, брата, тещу и т.п.)! Или винят во всем школу.

На самом деле физические и психические врожденные особенности влияют на судьбу меньше, чем то, как родители или заменяющие их люди общаются с ребенком. ( А манера общения как раз и передается из поколения в поколение).

Как в семье встретили новорожденного? Были ли отец и мать достаточно взрослыми, чтобы появление ребенка стало для них счастьем, а не тяжелым испытанием?  Улыбается ли мама, беря его на руки, прикладывая к груди? Или раздражается, не скрывая, что относится к нему как к обузе?  Даже если мать хочет скрыть это, ребенок все равно все чувствует. Может быть, у нее послеродовая депрессия, и ребенок натыкается на ледяной холод? Как из кирпичей строится дом, так из эмоций и поступков матери и отца ребенок строит свою психическую структуру.  Если все хорошо – ребенок из миллионов улыбок, любящих взглядов, объятий и в то же время вовремя сказанного, справедливого «Нет», «Нельзя», «Подожди»  выстроит внутри себя образ своего хорошего Я, образно говоря, похожего на гармоничное дерево, прекрасный цветок, кристалл алмаза. Одновременно у ребенка формируется внутренний образ мира – хорошего, доброжелательного, в котором можно жить, любить, стремиться к чему-то. Так возникает первоначальное чувство радости жизни и интерес к миру.  Никто, кроме родителей,  сделать этого не может. В этом заключается родительская ответственность. Такой ребенок будет бороться в самых трудных обстоятельствах и  находить удовольствие в повседневных вещах: в снеге и солнце, интересной книге, в ветре и улыбке, в дружбе и работе. Ему будет просто интересно жить.

Ребенок растет, перед родителями встают новые задачи, и важнейшая из них – не мешать ребенку обретать все большую самостоятельность и выстраивать свои границы.

 Что такое границы личности? Четкое понимание, что я – это я, а ты – это ты. И мы не одно целое. Много вреда приносят своим детям те родители, которые все решают за них. Фразы «Я лучше знаю, чего ты хочешь! Я сделаю это быстрее, лучше тебя», - воспитывают неуверенных в себе, зависимых людей.

 Взрослый человек всегда сам должен отвечать за свои чувства и поведение. Невыносимо для ребенка, когда мать винит его в своем дурном настроении, т.е. перекладывает на него ответственность за свою взрослую жизнь. Ребенок не может нести ответственность за родителей. Он еще не был взрослым, у детей специфический детский взгляд на мир.

Особенно губительна непоследовательность, когда ребенок не знает, сегодня его отлупят или расцелуют. Опасны для детей паника, чрезмерная тревожность матери. В таких условиях формируется искаженное Я, без четкой структуры, границ, без понимания себя и окружающих. У таких деток много страхов. В поведении детей страхи проявляются в виде агрессии, психосоматических заболеваний, энуреза, энкопреза.  Им трудно учиться, заводить друзей. Они просто несчастны. Дорогие подарки, которыми часто откупаются родители, не помогают ребенку адаптироваться к школе, к жизни вообще.

Если ребенок видит, как родители во всем обвиняют весь мир, вместо того, чтобы взять на себя хотя бы часть ответственности, дети точно так же ведут себя в школе. У них всегда виноваты плохие одноклассники, учителя, но никогда – они сами. И это – тупиковый путь развития.

Верно говорят: « Не воспитывайте детей, - они все равно будут похожи на вас, воспитывайте себя!»

Самовоспитание, познание себя, поиск новых путей в жизни  необходимы в любом возрасте. Как бы мы ни успокаивали себя в том, что все нормально, живем не хуже других, дети не дают нам вечно обманывать себя. Если что-то не так с ребенком – это «звоночек» о том, что что-то не так складывается в семье. И чем раньше начнется работа по гармонизации семейных отношений, тем меньшими усилиями можно достичь лучшего результата. Дети лучше всего поддаются психологической коррекции в возрасте – 8-12 лет.  А взрослый человек всегда должен быть готов учиться на ошибках, распоряжаться своей жизнью  и нести ответственность за своих детей.

 

 

 

 

Категорія: Сторінка психолога | Додав: kabak (22.02.2018)
Переглядів: 331 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: