Секреты успешного общения с детьми. Сегодня мы начинаем публикацию серии статей под общим названием «Секреты успешного общения с детьми». Ученые считают, что все жизненные трудности, трагедии и болезни произрастают из одного корня – неумения общаться. Общаться так, чтобы быть счастливыми. В раннем детстве мы некритично впитываем стиль общения своих родителей и потом повторяем его из поколения в поколение. Замечая эту повторяемость, говорим: «Это гены, что тут поделаешь?» Для того, чтобы прервать эту «дурную наследственность», нужно, во-первых, научиться наблюдать за собой и замечать, как мы ведем себя во время общения. Во-вторых, нужны базовые знания об особенностях детской психологии, понимать, на что нужно обратить внимание на разных этапах развития вашего ребенка. Важно научиться замечать, что у ребенка что-то не получается, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалисту. Также важно уметь замечать свои собственные переживания и знать, как исправить ситуацию, если что-то пошло не так в вашем общении с ребенком. Ведь мы все были детьми. В каждом из нас живет наш собственный внутренний ребенок, в напряженные моменты он как бы пробуждается и часто ведет себя не так, как нам хотелось бы. Когда встречаются они оба – ваш непослушный трехлетка или первоклассник и ваш внутренний капризуля – вот тогда держись! Конечно, в статьях можно рассказать лишь об общих закономерностях. Человек бесконечно сложен и каждый – уникален. Представление о законах развития психики – это как маяк в бурном море нашей родительской жизни.
Секрет номер 1: возрастные кризисы.
Для того, чтобы правильно общаться с ребенком, необходимо знать, на каком этапе своего развития он находится, какие способности формируются в данном возрасте, какой кризис он сейчас переживает. При слове «кризис» мы вздрагиваем и внутренне напрягаемся. Ждем чего-то ужасного, разрушительного. Но когда мы имеем в виду детей, то это слово не означает ничего плохого. Кризисом называют такой момент в жизни ребенка, когда происходит резкий скачок в его развитии. То есть он рос, рос, незаметно для родных накапливались изменения, усложнялось строение и работа мозга, и вдруг раз! – «Я не узнаю своего ребенка! Еще вчера он… , а сегодня! Что делать, караул! Я уже привыкла к нему прежнему, а теперь надо узнавать его заново, опять приспосабливаться! Не хочу, это сложно. Может быть, можно как-то повернуть события вспять?» Короче говоря, мама, роди меня обратно. Абсурдность этого желания сейчас для вас, читающих эти строки, очевидна, но вспомните, сколько раз вам хотелось, чтоб ваше дитятко еще побыло маленьким…Важно знать, что ребенок всегда активно сопротивляется этим нашим эгоистичным желаниям продлить его детство. Значит, начинается борьба. И если победила мама, то, поздравляю, она подорвала стремление своего ребенка к самостоятельности, ответственности и посеяла в его душе семена зависимости и беспомощности, которые в дальнейшем могут взойти в виде табакокурения, алкоголизма, переедания, трудоголизма, любовной зависимости, лени, компьютерной зависимости и других нехороших вещей. Кроме неготовности родителей принимать растущую самостоятельность детей, их подстерегает много других опасностей. Недостаток любви, разлуки, переезды, стрессы, болезни, травмы не проходят бесследно. Каждый раз ребенок реагирует на влияние внешней среды. Негативные факторы могут привести к тому, что ребенок не так, как нужно, пройдет тот или иной этап своего развития, не приобретет характерных для этого этапа способностей и навыков. Значит, его психике придется решать эту задачу на следующей ступени развития, что сложнее. Когда же наступают эти кризисные точки? В данной статье я лишь обозначу переломные моменты в жизни детей. 1. Рождение. Кризис новорожденности. Ребенок должен приспособиться жить во внешнем мире. 2. Кризис 1-го года. Ребенок физически отделяется от мамы – начинает ходить, изучать предметы, осваивать их предназначения. Важно позволить ему стать чуть более самостоятельным и установить ограничения для его безопасности. Этого принципа – расширение самостоятельности и новые, связанные с новыми возможностями ребенка ограничения – важно придерживаться на каждом новом этапе развития ребенка.
До семи лет человек познает мир с помощью ролевой игры. В 6 лет он еще не учится, а играет в первоклассника. Поэтому шестилеткам не нужно ставить оценки, наказывать за нежелание делать уроки. Нужно включить их в эту радостную, увлекательную игру под названием «Школа».
Психологическая наука выделяет 8 стадий жизни современного человека, поэтому для полноты картины добавлю еще три этапа, чтобы читатель смог определить свое место на воображаемой линии жизни.
Надеюсь, эта информация была полезной. В следующих статьях я подробнее остановлюсь на особенностях, задачах развития и новообразованиях ( новых способностях), возникающих у ребенка на каждой из стадий развития, и отвечу на вопросы, если они будут. | |
| |
Переглядів: 308 | |
Всього коментарів: 0 | |